понедельник, 27 февраля 2006
Кама Гинкас возвращается к главному писателю своей жизни — Достоевскому.
читать дальше Те, кто застал «прежнего Гинкаса», вспоминают начало 90-х, пронзительно-жесткие «Записки из подполья» и «Играем «Преступление». И торжествуют. Те, кто знает Гинкаса по чеховской трилогии «Жизнь прекрасна», увидят другого режиссера. «Нелепая поэмка» не инсценировка, а взятая из «Братьев Карамазовых» глава о Великом инквизиторе, которую в театре никогда прежде не играли полностью. Впервые ее поставил в Париже Питер Брук около года назад. Гинкас по этому поводу говорит: «Я сам это действо не видел. Но мой агент в Америке специально поехал, посмотрел и сказал мне: «Кама, не волнуйся. Это все другое». Я и не волнуюсь». Ему и правда волноваться нечего — у него свои резоны. «Я знаю это произведение уже тысячу лет, но где-то лет пять назад прочел еще раз и понял, что там все обо мне. Обо мне, идущем по улице, покупающем свежую булку без очереди, довольным своим теплым домом, хорошей машиной. Я обнаружил в себе какие-то новые, странные ростки». На мучительные размышления о бремени свободы, о животном и божеском в человеке Гинкас мобилизовал молодых артистов ТЮЗа — Николая Иванова (Иван) и Андрея Финягина (Алеша), а самое заветное — роль Великого инквизитора, который проговаривает ужасающую Ивана правду, — отдал Игорю Ясуловичу (на фотографии). За музыку в спектакле отвечают композитор Александр Бакши и ансамбль «Сирин» — мастера древнерусских духовных песнопений, выступавшие в постановке Анатолия Васильева «Плач Иеремии». От Библии к роману о Карамазовых — Достоевскому бы понравилось.(с)